Калининградская Фемида обсудила техосмотр

В Калининградской области не утихают споры о том, кто и как должен проводить техосмотр с использованием средств технического диагностирования. Действующие сегодня правовые нормы, регулирующие данные правоотношения, вступили в противоречие друг с другом. Не смог разрешить ситуацию в нашем регионе и областной суд, рассмотревший заявление прокуратуры области по отмене постановления региональной исполнительной власти, предписывающего на местном уровне проводить техосмотр исключительно с использованием средств технического диагностирования.

Попытаемся подробнее вникнуть в суть вопроса. Государственный технический осмотр автотранспортных средств проводится в соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. Порядок проведения обязательного ГТО устанавливается Правительством РФ. Соответствующее постановление № 880 "О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в ГИБДД МВД РФ" было принято 31.07.1998г. Организация и детали проведения техосмотра ТС конкретизируются в нормативных документах, утверждённых МВД РФ по согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами.

Основным документом здесь являются "Правила проведения ГТО транспортных средств ГИБДД МВД РФ", утверждённые приказом МВД РФ от 15.03.1999 г. № 190. В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверка технического состояния ТС при ГТО может проводиться с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Госавтоинспекции, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Проведение ТО регламентируется также "Требованиями к технологии работ по проверке ТС при ГТО с использованием средств технического диагностирования", утверждёнными МВД РФ 19.05.1999 г.

Согласно Правилам проведения ГТО, конкретное место осмотра назначается ГИБДД. Оно может представлять собой (пункты 10, 11 Правил) станцию ГТО ТС ГИБДД; передвижной пункт ГТО ТС ГИБДД; пункты технического осмотра.

Пунк технического осмотра (далее ПТО) представляет собой специализированную производственно-техническую базу юридического лица или индивидуального предпринимателя, в установленном порядке на конкурсной основе привлекаемого ГИБДД к участию в проверке технического состояния с использованием средств технического диагностирования при осмотре транспортных средств. До введения проверки технического состояния в таких пунктах техосмотр с использованием средств технического диагностирования должен проводиться в подразделениях ГИБДД

Согласно п.25 Правил по результатам проверки технического состояния оформляется диагностическая карта ТС в трёх экземплярах. Первый экземпляр выдаётся собственнику (или его представителю), второй хранится в подразделении ГИБДД по месту проведения осмотра, третий - на станции ГТО или ПТО.

В случае проверки технического состояния в подразделениях ГИБДД оформляется акт технического осмотра ТС в двух экземплярах: для ГИБДД и для собственника ТС (п.26).

Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 г. № 880 принято решение о поэтапном введении до 1 июля 2005 года техосмотра с использованием средств технического диагностирования. Решение о конкретных сроках введения такого техосмотра должно приниматься на местах органами исполнительной власти субъектов Федерации.

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, администрация Калининградской области приняла постановление от 30 июня 2004 г. № 315 "О проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при обязательном ГТО на территории Калининградской области", которым установлено, что на территории области осуществляется проверка технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО.

Ещё раньше, а именно 1 апреля 2004 г., начальником областного УГИБДД Юрием Казаковым было дано указание всем территориальным подразделением ГИБДД города Калининграда направлять владельцев ТС для проведения техосмотра в коммерческие структуры, которые по согласованию с органами ГИБДД осуществляли проверку технического состояния ТС с применением диагностического оборудования и выдавали владельцам диагностические карты. Дополнительно органы ГИБДД обязывали владельцев повторно проходить техосмотр в подразделениях ГИБДД с выдачей актов технического осмотра ТС. Таким образом владельцев ТС вынуждали дважды оплачивать услуги по проведению техосмотра, в связи с чем только за осмотр легковых автомобилей владельцы переплачивали до 70-80 рублей. Так как указание начальника УГИБДД области предшествовало принятию постановления администрации области, его никак нельзя считать законным, оно нарушает права граждан.

Согласно п.7 "Положения о проведении ГТО ГИБДД МВД РФ", утверждённого постановлением Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 880, проверка технического состояния ТС при ГТО проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в ГАИ, а также у привлекаемых в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, обе указанные организации являются участниками техосмотра. Привлечение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регламентируется "Положением о проведении конкурса среди юридических лиц и ЧП на участие в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО", утверждённым Постановлением Правительства РФ № 882. Согласно этому постановлению на органы ГИБДД возложена обязанность по объявлению конкурса в СМИ, порядка и сроков объявления результатов конкурса, сбор заявок на участие в конкурсе, оформление проектов договоров.

Перед принятием решения конкурсной комиссии необходимо провести экспертизы представленных претендентами на конкурс документов. Экспертиза проводится в течение месяца. Рассмотрев проекты договоров, конкурсная комиссия принимает решение в открытом голосовании путём подсчёта большинства голосов присутствующих на заседании членов комиссии. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается её председателем.

Согласно п.3 "Положения" конкурс, в котором участвует только один претендент или для участия в котором вообще не было подано заявок, считается несостоявшимся.

Теперь - реалии. Поскольку в калининградских СМИ не были опубликованы результаты конкурса, это даёт основания предполагать, что как таковой конкурс вообще не проводился, а участие коммерческих структур в ГТО решалось в тиши гаишных кабинетов.

С 1 июля 2002 г. вступил в действие новый Административный кодекс, в примечании к ст.12.1 определяющий, что порядок и сроки прохождения ГТО устанавливаются Правительством РФ. При этом "запрещается проводить инструментальную проверку в организациях независимо от формы собственности, а также требовать у водителя, собственника ТС предъявления или приобретения диагностических карт либо иных документов, не предусмотренных федеральным законом".

Федеральным законом от 30.12.2001 г. "О введении в действие КоАП РФ" Правительству РФ было поручено до 1 июля 2002 г. свои нормативные правовые акты привести в соответствие с КоАП РФ.

Однако до настоящего времени Правительство РФ не внесло в своё Постановление № 880 никаких изменений, в связи с чем его положения в части проверки техсостояния ТС с использованием средств технического диагностирования вошли в противоречие с нормой права, установленной законодателем в примечании к ст.12.1 КоАП РФ.

Напомним, что на основании ч.5 ст.55 Конституции РФ "в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон, который является актом большей юридической силы, чем решение органа исполнительной власти".

В связи с обращениями граждан и калининградских правозащитных общественных организаций прокуратура Калининградской области направила в областной суд заявление об оспаривании постановления администрации Калининградской области от 30 июня 2004 г. № 315, как противоречащего федеральному закону.

13 сентября 2004 г. калининградский областной суд вынес решение оставить заявление прокуратуры без удовлетворения, при этом указал в решении, что постановление администрации области принято в соответствии с постановлением Правительства РФ, которое является в настоящее время действующим. Суд проанализировал также содержание правовой нормы, закреплённой в примечании к ст.12.1 КоАП РФ и сделал вывод о том, что в этой норме содержится запрет на проведение инструментальной проверки только в случае, когда она проводится в сторонней организации, не выдающей документа о прохождении ГТО. Постановление администрации области не регулирует такие вопросы, как приобретение диагностической карты в коммерческих организациях, кто и где должен проводить ГТО. Такой порядок прохождения ГТО допускается в постановлении Правительства РФ № 880 и утверждённом им Положении о проведении ГТО ГИБДД МВД РФ.

При этом суд отметил, что п.7 этого Положения предусматривает проверку технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в ГИБДД, что позволяет выполнить требования примечания к ст.12.1 КоАП РФ, а представитель УГИБДД УВД пояснил, что они намерены брать в аренду производственно-техническую базу для самостоятельного проведения проверки техсостояния ТС при ГТО.

Вот такое половинчатое решение вынес суд по данной проблеме. На мой взгляд, анализ решения областного суда позволяет сделать недвусмысленный вывод о признании незаконным положения, когда техосмотр ТС проводится в коммерческих структурах, так как этим напрямую нарушаются нормы права, закреплённые в примечании к ст.12.1 КоАП РФ, где и говорится о запрете предоставлять карты.

Что касается признания незаконным постановления Правительства РФ № 880 в части проведения ГТО с использованием средств технического диагностирования (фактически это является той же "инструментальной проверкой"), запрещённой законом, то это удел Верховного Суда РФ, а не областного суда.

На местном же уровне любой владелец ТС, посчитавший, что органы ГИБДД незаконно направляют его для прохождения техосмотра в коммерческие структуры, имеет возможность на основании решения областного суда обжаловать действия работников ГИБДД, отказавших ему в проведении техосмотра силами самой ГИБДД на её территории. Тем более в суде может возникнуть вопрос о правомерности участия той или иной коммерческой организации в проведении техосмотра.

Должностные лица УГИБДД области заверили в суде и на совещании в прокуратуре области, что при проведении техосмотра ГИБДД не будут требовать предъявления владельцами ТС диагностических карт. Что ж, поживём - увидим. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.

О том, как конкретно проводится техосмотр с использованием диагностического оборудования в коммерческих структурах и какой реальный контроль за его проведением осуществляют сотрудники ГИБДД, и почему после такого контроля на линию выходит неисправный автотранспорт, разговор предстоит особый.

Дополнительную информацию по данной тематике можно получить по тел. 77-91-37.

Георгий Румянцев, председатель Общества защиты прав автомобилистов "ОСА" , "Авторынок Калининграда" , №39 от 5.10.2004


Последние новости

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 Дмитрий (-----.rol.ru)   08:17  07.11.2004
Вопрос
Здравствуйте, ответьте пожалуйста на вопрос:
-правомерно ли проверять тех.состояние а/т сотрудниками ГИБДД, вне отведенных для этих целей мест, в частности при движении (на трассе, за городом),при пройденном гос.тех.осмотре в ГИБДД в установленном порядке?
-Хотел бы узнать, может ли сотрудник ГИБДД требовать документы, сертификаты соответствия на установленную "пирамиду"(для перевозки стекол, окон) на а/м Газель-борт, конструкция за пределы габаритов тента, завода-изготовитля не выходит.

За ответ заранее благодарен!
e-mail:[email protected]

#2 виталий (-----.wbt.ru)   13:17  27.02.2005
где в калининграде можно пройти тех осмотр?

#3 ВЯЧЕСЛАВ (-----.wbt.ru)   17:15  08.06.2011
конкурс на участие в проверке технического состояния т
Где и когда планируют проводить конкурс на участие в проверке технического состояния т/с? какие требования для получения разрешения на проведение ТО? АДРЕС, ТЕЛЕФОН В КАЛИНИНГРАДЕ ГДЕ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ?



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 898


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru