Берегись автомобиля!
Растёт количество владельцев прав,
а вместе с ним и число аварий
Отдадим должное нашим властям - они пытаются снизить
аварийность, как могут. Устанавливают предупреждающие знаки,
ремонтируют загородные трассы по мере их износа, на крутых поворотах
ставятметаллические ограждения с отражателями и смертоносные
деревья спиливают. Тем не менее, признаюсь, бывает до жути страшно,
когдана шоссе при входе в поворот меня начинает обгонять
какой-нибудь лихач. Потому что ясно - случись "нарисоваться"
встречной, экстренно тормозить будем все вместе, и неизвестно, кому
из нас повезёт не оказаться в кювете. Разве мало было случаев,
когда в аварии погибали все, кроме самого виновника?
"Калининградские водители ездят на "троечку"
Я
считаю, что калининградские водители ездят на "троечку", - считает
генеральный директор Ассоциации автошкол Калининградской области
Александр Кореневский. - Иной раз смотришь и не понимаешь - обучались
ли они вообще? Ездят везде, где только можно и нельзя. Встречаются,
конечно, водители, которые нарушают правила по незнанию, но ведь
многие это делают преднамеренно.
Представители Госавтоинспекции грешат на низкий профессиональный
уровень преподавательского состава автошкол: дескать, ни правилам,
ни приёмам вождения там толком не учат и оттого водители выезжают
на дорогу из рук вон плохо подготовленными.
Действительно, статистика свидетельствует о том, что практически
каждый второй новичок в первый же год вождения становится
участником ДТП.
- 40% от общего числа аварий в нашем регионе совершается водителями
в течение первого года после получения ими водительского
удостоверения, - заявляет инспектор отдела пропаганды УГИБДД УВД
Калининградской области Светлана Поставничая. - Основные ошибки
начинающих водителей, как правило, следующие: несоблюдение
дистанции, нарушение скоростного режима, неумение правильно
спрогнозировать ситуацию. В минувшем году мы провели комплексную
проверку четырёх автошкол. В результате у трёх из них (НОО
"ТЕМП+К", "АВТОКОМ-1", МОУМ "Учебный комбинат Ленинградского
района") до мая 2005 года приостановлена лицензия. Положение,
сложившееся с обучением кандидатов в водители, настораживает прежде
всего потому, что далеко не каждая автошкола даёт необходимый
минимум - 32 часа практического вождения. В 2004 году около 7,5
тыс. курсантов не сдали экзамены с первого раза. 80% из них
"завалили" и второй этап, то есть вождение в городских условиях.
За что платим?
Обучение, а впоследствии и экзамены в Калининграде проходят в
пределах, ограниченных квадратом улиц Черняховского, Пролетарской,
Сергеева, 9 Апреля, Фрунзе, Литовским валом и площадью
Василевского. Вообще-то для сдачи экзамена разработано 8 маршрутов,
но, как утверждают инструкторы, досконально им никто не следует.
Тем не менее совершить "экзаменационные маневры" Вас попросят
именно на перечисленных улицах.
К экзаменационным маршрутам мы предъявляем следующие
требования, - поясняет Светлана Поставничая. - Обучение должно
проходить на особо загруженных улицах с обязательным наличием
светофоров, регулируемых и нерегулируемых перекрёстков, трамвайных
путей и эстакад, а также железнодорожных переездов, причём как в
"часы пик", так и в вечернее время суток. Между прочим, в целях
совершенствования экзаменационной деятельности Департамент
обеспечения безопасности дорожного движения МВД России разработал
проект методики проведения квалификационных экзаменов на получение
прав. В частности, цитирую: "Предлагается пересмотреть
продолжительность второго этапа практического экзамена в реальных
городских условиях, увеличение вариантов упражнений (с трёх до
шести) на автодроме, повышение требований к сдаче при
самостоятельной подготовке".
Инструкторы автошкол соглашаются с тем, что сроки обучения надо
увеличивать. В самом деле, невозможно за 32 часа научиться водить
автомобиль, даже при условии, что с Вами работает ответственный
наставник. Тем более, что первый опыт мало-мальски самостоятельного
вождения приходится как раз на экзамен, когда инструктор может
поддержать тебя лишь морально - никакое иное вмешательство с его
стороны недопустимо.
- Двигаться в соответствии с командами трудно даже опытному
водителю, - признаётся Александр Кореневский. - Гораздо проще
самому прокладывать маршрут, но экзамен есть экзамен. Я рекомендую
своим ученикам после того, как получена команда, немного снизить
скорость и спокойно подумать, где и как лучше совершить необходимый
маневр.
Вот некоторые советы опытного инструктора.
1. Лучшие места для разворота:
- ул.Черняховского (участок от пл.Василевского
до ул.Пролетарской). Разворот лучше совершать за перекрестком с
ул. Сергеева - здесь дорога шире, и повороту не мешает поток машин,
движущийся с Сергеева. Не будет ошибкой, если Вы повернёте на ул.Сергеева,
развернётесь там в специальном "кармане" и вернётесь на Черняховского,
чтобы продолжить движение в обратном направлении;
- ул.Пролетарская - очень узкая, места для
разворота практически нет. Для маневра лучше подыскать прилегающую
территорию - двор или стоянку;
- ул.Фрунзе. Можно подыскать место для разворота
как в одном, так и в другом направлении;
- ул.9 Апреля. Разворачиваться можно почти
везде, но только с трамвайных путей попутного направления;
- ул.Литовский вал. Для разворота чаще всего
используется "карман" при въезде в автоколонну.
В целом же, если Вы в себе уверены, лучшее
место для разворота - регулируемый перекрёсток. А если дорога, по
которой Вы едете, слишком узкая, постарайтесь найти "закуточек"
и развернитесь там.
2. Места для остановки:
- ул.Пролетарская. Остановка здесь запрещена
практически везде. Если двигаться от ул.Черняховского, то остановиться
можно только на участке от ул.Университетской до ул.Шевченко. Если
двигаться от ул. Сергеева - остановка запрещена почти везде, но
есть обозначенные стоянки. После пересечения с ул.Минской останавливаться
можно, но только для посадки-высадки пассажиров;
- ул.9 Апреля - при повороте с ул.Фрунзе стоит
знак "Остановка запрещена". Буквально несколько метров по ходу там
раньше стоял отменяющий знак - "Остановка запрещена" со стрелкой,
направленной вниз. Ныне знака нет, осталась только стрелка. Получается,
остановка запрещена на всём расстоянии? Ситуация двусмысленная.
Надо либо восстановить знак, либо убрать стрелку;
- на Литовском валу останавливаться можно практически
везде, но только в соответствии с Правилами, разумеется.
3. Способы стоянки.
Под углом к тротуару можно становиться только
там, где есть специальное расширение дороги или соответствующая
разметка. Таким способом можно парковаться исключительно в "кармане"
на ул.Сергеева. В остальных случаях необходимо ставить машину только
параллельно тротуару.
Цена риска
Город" лучше сдать сразу, поскольку с каждым разом сделать это
будет всё сложнее. Хотя бы потому, что Вам придётся вступить в
поединок с "авто от ГИБДД", о котором достаточно сказать, что это
убитые "Жигули" с расшатанной коробкой и сломанной спинкой сиденья.
Кроме того, за каждую пересдачу придётся заплатить 50 рублей. Плюс
почасовая оплата за каждое дополнительное занятие.
Желая сэкономить время и силы, некоторые будущие водители
предпочитают права покупать. В среднем это обходится в
300 "баксов" плюс незначительные затраты на квитанции,
поскольку формально присутствовать на экзамене всё равно придётся.
Стоимость легального обучения - $200 плюс те же квитанции. В случае
покупки прав Вы, несомненно, экономите время и нервы. Обучаясь как
положено - "имеете свой стресс", но при этом приобретаете реальный
опыт. Как говорится, "хозяин - барин", однако ясно, что садиться за
руль без сколько-нибудь серьёзных навыков не стоит.
Кстати, о навыках. Ни один (даже самый добросовестный) инструктор
не может быть уверен, что его ученик, получив права, будет ездить
исключительно по правилам. Потому что нельзя заставить человека не
рисковать собственной жизнью, как и защитить его от собственной
глупости и безответственности. Научить уму-разуму может разве что
сама дорога.
- Я не возьму на себя смелость гарантировать, что мой
ученик не будет нарушать правила, - говорит Александр
Кореневский. - Некоторые приходят обучаться, уже имея определённый
опыт вождения. Уж не знаю где, но бывает, насмотрятся и начинают
лихачить. Тогда приходится переучивать. Любителям гонок я всегда
предлагаю сначала оценить ситуацию - нужно ли, можно ли жать на
газ? Потому что как следует разогнаться можно метров за тридцать, а
вот сбрасывать скорость придётся долго.
"Чайники", блондинки и инспекторы ДПС
Впрочем,
даже дисциплинированный водитель, получив "корочки" и став полноправным
"чайником", непременно столкнётся с неизбежными на дороге сложностями.
Например, с банальным отсутствием уважения со стороны более опытных
коллег. Даже если Вы достаточно высокого мнения о себе как о водителе,
"навязчивые коллеги" быстро помогут Вам понять, чего Вы стоите "в
жизни этой грешной" вместе со своим автомобилем. Они сигналят, мигают
фарами, машут руками и по губам видно, что кричат Вам что-то неприличное.
Всё это ужасно бесит, и несомненно, добрая часть аварий происходит
как раз из-за неправильных действий раздражённого водителя. "Человеческий
фактор" официально признан основной причиной авиакатастроф, а про
автомобили и говорить нечего.
- Ситуация новичка за рулём - это ситуация стресса, - поясняет
психолог высшей категории Александр Юнин. - Он ещё не отработал
необходимые навыки поведения, в том числе и в аварийных ситуациях.
Сознание человека и так сужается, а тут ещё все вокруг гудят и
ругаются. Водитель дезориентируется в пространстве, и включается
автоматическое поведение, а оно не может быть правильным. Вообще, в
ситуации, когда Вас переполняет раздражение, надо либо взять себя в
руки, либо включить "аварийку", остановиться и прийти в себя.
Другой, кроме "чайников", источник раздражения - женщина за рулём.
Стереотип такой же заскорузлый, как и "глупая блондинка". Но он
настолько мощный, что даже я, женщина, увидев, как чей-то
автомобиль совершает неадекватные действия, обязательно предположу,
что за рулем представительница прекрасного пола. Слава Богу, я
часто ошибаюсь, но миф-то живёт!
Ещё один фактор, который нервирует всех водителей независимо от
пола, возраста и стажа - это инспекторы ДПС.
- Инспектор никогда водителя не поощряет. Наоборот, он
его беспокоит: останавливает, штрафует, поэтому зачастую водитель
к инспектору относится заранее негативно, - поясняет Александр
Юнин. - Но ведь инспектор выполняет свои должностные обязанности. И
они часто связаны с риском: страшными авариями, тяжёлыми ранениями,
смертью. Стрессы сопровождают инспекторов постоянно. Давайте
представим себе, что на один день мы остались без инспекторов ДПС.
Как Вы думаете, во сколько раз увеличится число ДТП?
О том, как выполняют свои обязанности сотрудники ДПС, мы говорим
много и с удовольствием. И сами знаете, в каких выражениях. А что
говорят о нас инспекторы ДПС во время исполнения своих служебных
обязанностей? Об этом я спросила у них самих. Они хотя и охотно
ответили на вопрос: "Грамотно ли ездят калининградские водители?",
но фотографироваться все как один отказались. Наотрез.
И фамилий почти все просили не называть. Не буду, потому что
знаю - начальство не одобрит. Зато оставлю за собой право
процитировать ответы, сохранив обаятельное простодушие прямой речи
респондентов.
Сотрудник ДПС Сергей:
"Безобразно ездят!
Очень редкий водитель обходится без нарушений. Если мы не будем
стоять на дорогах, то вообще неизвестно, что будет твориться".
Сотрудник ДПС Вячеслав:
"Нормальные вполне
водители. А что нас ругают, так ведь это так принято - начальство
ругать. На стройке про прораба говорят, что он - козёл, в армии
- про комбата. Ну, а на дороге - про гаишника, он на виду".
Сотрудник ДПС Евгений Петренко:
"Я им разметку
на площади Победы рисовал, и что толку? Что она есть, что нет -
ни фига не видят! А самые наглые - это автобусники, для них вообще
правил нет!"
Сотрудник ДПС Валерий Иванович:
"Отвратительно
ездят. Но я вот что заметил. Чем лучше машина, тем культурнее ведёт
себя водитель. Может это оттого, что они в определенных кругах вращаются,
но я знаю гораздо больше случаев хамства от тех, кто водит непрестижные
машины".
Сотрудник ДПС Александр:
"Да нормальные
вполне водители. По городу ездят? Ездят! Значит, правила знают в
общей массе. А нарушения различные - так это с каждым бывает даже
по невнимательности".
Согласно статистике, в 2004 году в нашем регионе произошло 1012
ДТП. Из них 248 по вине водителей со стажем вождения до трёх лет.
Кто из участников этих аварий права купил, а кто сдал экзамены
"почестному"? Дело, разумеется, не в статистике. Похоже, вопросы
личной безопасности граждан России не волнуют сегодня никого, кроме
самих граждан. Даже если Департамент обеспечения безопасности
дорожного движения МВД постановит, что "увеличение вариантов
упражнений следует довести с трёх до шести", а управление ГИБДД
лишит лицензии не три, а, например, десять автошкол - разве это
означает, что права нельзя будет купить? Спрос рождает предложение,
это аксиома, а раз так, то всегда найдется инструктор, способный
предложить, и инспектор, готовый обеспечить востребованный на рынке
товар. В данном случае - водительское удостоверение. Вот только
игры со смертью на дорогах продолжаются не для "рынка услуг".
Они - для нас с Вами.
Рита Башилова,
"Авторынок Калининграда"
,
№9 от 8.03.2005
Последние новости
-
Россиян и без МПП
хватает. 22.11.2016
-
В Белоруссии в 2-3
раза выше с/х производство. 22.11.2016
-
Чиновники запаниковали
после ареста Улюкаева. 22.11.2016
-
Госномера адаптируют
под зарубежные. 22.11.2016
-
Что видит автопилот?
22.11.2016
-
Участнице гонок на
«Гелендвагене» присудили еще 10 штрафов. 22.11.2016
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|