Осторожно, мафия Щецина!

Почему опасны польские автомобили

Немногим известно, что ещё не так давно на Щецинском авторынке творилось полное беззаконие. Большая часть автомобилей продавалась там в нарушение действовавших в то время правил нерастаможенными, а власти Польши закрывали на это глаза. Пользуясь этим, польские полицейские нередко конфисковывали только что купленные машины у выходцев из СНГ, в т.ч. и у калининградцев.

Борьбу с этим явлением инициировал польский адвокат Яцек Чулиньски. С его подачи в польском "Newsweek" вышла статья о криминале, царящем на Щецинском авторынке. Власти, отреагировавшие на эту статью, весной временно закрыли рынок в Щецине, и там были проведены массовые проверки. Однако на сегодняшний день ситуация мало в чём изменилась. Разве что в связи с вступлением в Евросоюз польская таможня перенесла акцент своей деятельности с западных границ вглубь страны. Поэтому калининградским автоперегонщикам необходимо учитывать, во что может вылиться покупка нерастаможенной иномарки.

Итак, перед Вами та нашумевшая статья из "Newsweek" .

Бандитский анклав в Щецине

На рынке в Щецине на глазах у полиции и таможенных служб каждый месяц продаются сотни нелегально ввозимых с Запада машин. Корреспонденты "Newseek" и TVN раскрывают секреты контрабандистов, жертвами которых становятся наши восточные соседи. И мы - польские налогоплательщики.

Геннадий Круглов не мог скрыть своей радости, присматриваясь 4 октября на Щецинском рынке к "Renault Laguna" 1994 года выпуска. Геннадий провёл два дня в дороге (1200 километров поездом из родного Солигорска). Он достаёт из сумки 2,5 тысячи долларов. Пара слов с продавцом, проверка документов. Машина куплена в Германии, на первый взгляд, всё в порядке. Геннадий покупает здесь же страховку на машину - и в путь, в Беларусь.

Счастье заканчивается под Торунем. Не успел Геннадий проехать 300 км, как его задержала таможенная инспекция. Как оказалось, поляк, продавший Круглову машину, перегоняя её из Германии, не обратился в таможенную службу. Согласно польским законам "Renault" является нелегально ввезённым товаром. "Господин Круглов, Ваша машина конфискована", - эта фраза звучала для белоруса как приговор.

Круглов пополнил число русских, белорусов украинцев и казахов, обманутых "автомобильной" мафией, работающей в Щецине. Здесь, на известном во всех странах бывшего СССР авторынке, по приемлемым ценам продаются сотни автомобилей, нелегально ввозимых из Западной Европы, чаще всего из Германии, Голландии и Бельгии. Мафия пользуется тем, что жителям стран бывшего СССР тяжело получить визу в Германию, зато они могут без проблем въехать в Польшу. Поэтому создали группу, занимающуюся пропуском через границу дешёвых 5-20-летних автомобилей. Процессом руководят поляки и их русскоязычные соучастники, проживающие в Польше. Они подкупают пограничников и нарушают закон, согласно которому необходимо обращаться на таможню на польско-немецкой границе. Если бы они регистрировали машины, то они бы стоили в два-три раза дороже и не нашли бы покупателя. А контрабандные машины расходятся как горячие пирожки.

Поскольку почти все продавцы попадают на Щецинский рынок, лучше всего было бы ликвидировать преступную группу именно здесь. Хватило бы систематических облав. Однако ответственная за борьбу с контрабандой Таможенная палата покровительствует данному явлению. Звучит это абсурдно, но причиной являются страх и очень большая стоимость подобных мероприятий. В результате на территории польского города действует совершенно официальная мафиозная группировка.

Геннадий Круглов был шокирован, когда узнал, что согласно польским законам он является преступником. Объяснял таможенникам, что машину купил на легально работающем рынке. При помощи полицейских проверил, не находится ли она в угоне, купил на автомобиль страховку. При себе имел легальную немецкую регистрацию и договор купли-продажи. Не было только одного - свидетельства о том, что автомобиль был зарегистрирован на немецко-польской таможне (это должен был сделать продавец). Таможенники посчитали, что на автомобиле, стоящем 9,5 тысяч злотых, государство потеряло 30,9 тысяч злотых (налог - 10 тысяч злотых, акциз - 13,4 тысяч, VAT - 7,5 тысяч).

По приговору суда автомобиль был конфискован. Круглов избежал штрафа, так как судья "смилостивился", заметив, что житель Солигорска сам стал жертвой. Продавца же автомобиля следствию так и не удалось найти.

Случай с Кругловым не исключение. Аналогичная история произошла с Геннадием Змачинским, который 28 ноября прошлого года был задержан в Быдгощи. Он сражался как лев за свой "Peugeot", писал протесты в таможенную службу, посольства, прокуратуру, но это никак не повлияло на ситуацию. Правда, возбуждено дело по поискам продавца авто, но оно не дало результата. Как оказалось, продавший "Peugeot" поляк пользовался фальшивыми документами.

Как же купленный в Германии "Peugeot" пересёк границу, минуя таможню? Ведь согласно закону каждый автомобиль, пригоняемый в Польшу на продажу, должен быть обложен налогом, также необходимо заплатить акциз и VAT. Если автомобиль был куплен, например, гражданином России и пересекает Польшу транзитом, водитель также должен обратиться на таможню и заплатить залог (при акцизе в 10 тысяч злотых он составит около 6 тысяч злотых). Это является гарантией, что автомобиль покинет территорию Польши и не окажется на Щецинском рынке.

К сожалению, очень часто машины пересекают границу "незамеченными". Есть несколько сценариев. Наиболее оправдательный для таможенников - машина пересекла границу на польских номерах, принадлежащих другому авто. При огромном движении на ближайшем к Щецину погранпереходе в Колбаскове (1,6 миллиона автомобилей ежегодно) таможенники не в состоянии проверить документы на все автомобили.

Но существует и другой сценарий, в котором первые роли играют коррумпированные таможенники. Наши корреспонденты воплотились в родственников белоруса из Гродно, который якобы просил присмотреть ему автомобиль. На рынке в Щецине, где уже стояли около 700 автомобилей, мы появились около 8 утра. Когда мы интересовались относительно таможенной регистрации предлагаемых автомобилей, большинство продавцов только смеялись.

- Какие документы? Даю вашему таможеннику 15 долларов и спокойно пересекаю границу. В Тересполе или Кузнице Белостокской - тот же сценарий, - говорил, приятельски похлопывая меня по плечу, русскоговорящий продавец 13-летнего "Mercedes".

Другие утверждали почти то же самое, менялся только размер взятки (иногда это было 10 долларов, иногда "целых 30").

Каждому из двух десятков продавцов, с которыми в тот день поговорили, мы рассказывали о случаях конфискации под Торунем купленных в Щецине машин. Большинство доказывали нам, что торунские таможенники не имеют на это никакого права, так как не существует обязательного налога или залога.

- Слушайте, ребята, в Торуне и в Пиле стоят идиоты-таможенники. Они не любят русских и внаглую забирают машины. Вы должны их объехать. На восточной границе уже не будет проблем. Там таможенники интересуются только крадеными машинами, - говорил нам, коверкая русские слова, продавец "Volkswagen".

Продавец "Audi" инструктировал, что перед обратной дорогой мы должны запастись несколькими 10-долларовыми купюрами:

- Задержат вас 2-3 раза. Дадите денег. Только не забудьте, что за рулём должен сидеть русский, иначе засмеют, что поляк даёт так мало.

Из 20 опрошенных продавцов только один, русский, смог показать нам свидетельство о регистрации автомобиля на таможне. Остальные прямо заявляли, что пересекли границу за взятку или вообще не хотели говорить на данную тему. Некоторые из них предлагали за отдельную плату перегнать машину к месту назначения (якобы они знают дороги, на которых стоят их знакомые полицейские).

- Здесь все так покупают. Ну, иногда попадаются, но какой бизнес без риска, - смеялся Юра из Могилева, горящий желанием продать нам "Fiat Tempra".

Юра был неправ. Он либо не знал, что говорит, либо обманывал нас. В прошлом году на дорогах Западного Поморья конфисковано 385 нерастаможенных машин, из которых большая часть ранее куплена на рынке в Щецине. Как утверждают пограничники, половина водителей знали, что участвуют в незаконном бизнесе. Подобные автомобили были конфискованы и в других областях Польши. Под Торунем и Быдгощью машин лишились граждане России Дмитрий Калинченко, Камо Саркисьян, Александр Золочевский, Араик Галаян. Больше всех не повезло гражданину Казахстана, у которого перед Рождеством в 2002 году конфисковали сразу 10 машин. Всего же, как нас информировала Агата Радзевска, служащая торунской Таможенной палаты, только во время 8 акций, проведённых в прошлом году, конфисковано 60 автомобилей.

С данным нарушением борются только на некоторых дорогах, но не в городе, в котором концентрируется всё зло, - Щецине.

Русские, белорусские, украинские, казахстанские дипломаты звонят и пишут польским властям, требуя разобраться с проблемой польского рынка в Щецине. Никакого результата - рынок уже 12 лет живёт по бандитским законам. Служащий Таможенной палаты признался: его начальство отдаёт себе отчёт, что среди таможенников есть коррумпированные. Поэтому полтора года назад всем таможенникам было запрещено пользоваться мобильными телефонами во время работы на погранпереходах. Это должно ограничить контакты с контрабандистами, договаривающимися, где и когда на таможне дежурит "свой человек", а когда на таможне появляется проверка. Таможенники также получили приказ не иметь при себе больше 200 злотых. Всё это смахивает на шутку. Проблему контрабанды можно решить только посредством облав и налётов на рынок. Но на это Таможенная палата никак не решится.

"Рынок - это очень опасное место. Без оружия там вообще нельзя появляться", - говорит Януш Вилчинский, служащий Таможенной палаты в Щецине.

Последний раз такое мероприятие удалось организовать в 2001 году. В нём участвовали таможенники, а также полиция с автоматами и в бронежилетах. Окружённые со всех сторон, продавцы бросали машины и удирали через забор, некоторые оказывали сопротивление, но вскоре были утихомирены антитеррористической группой. Во время акции конфисковано 74 автомобиля (в результате продажи автомобилей государство получило 400 тысяч злотых, но деньги не попали в щецинскую Таможенную палату). Пограничники остались с неоплаченным счётом на 50 тысяч злотых за охраняемый паркинг, где почти год стояли конфискованные автомобили.

"Поймите, у нас нет средств на такие акции," - оправдывается Вилчинский.

Таможенников пробует выручить полиция. Кстати, у неё это неплохо получается (на дорогах Польши, например, только за одни выходные было конфисковано 9 автомобилей).

Как показало наше расследование, на нелегальном бизнесе зарабатывает неплохие деньги целая группа людей и фирм. Так, на действия автомобильной мафии закрывают глаза и представители страховых компаний, которые продают полисы здесь же, в киосках на территории рынка (речь идёт о страховках, без которых покупатели автомобилей не могут перемещаться по территории Польши). Несмотря на то, что страховка в случае отсутствия таможенной регистрации становится недействительной, страховые агенты продолжают спокойно работать. Они ведь не должны требовать таможенной регистрации, для страхования достаточно только договора купли-продажи и документов на автомобиль.

Тяжело обвинять в наивности покупателей, которые верят в "легальное происхождение" автомобилей, продаваемых на Щецинском рынке. Тем более что каждый мошенник-продавец подчёркивает, что рынок работает под покровительством городских властей. Вначале нам это казалось абсурдом. Как оказалось, это правда. Гмина Щецина получает 23 злотых за каждый автомобиль, въезжающий на рынок. В прошлом году в щецинский бюджет поступило 2,5 миллиона злотых. Годом раньше - 1,6 миллиона. Поэтому мошенники могут спать спокойно: они всегда могут сказать, что это они содержат город.

Перевод Натальи Кунай опубликован в "АБw".

В следующем номере нашей газеты мы опубликуем интервью с польским адвокатом Яцеком Чулиньским, в котором будет рассказано, что надо делать в случае конфискации автомобиля польскими властями и как решаются проблемы дорожно-транспортных происшествий на польских дорогах.

"Авторынок Калининграда" , №36 от 13.09.2005


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 серега (-----.gazinter.net)   22:00  13.09.2005
все это фигня на рынке можно оформить подобие сада и тебя никто не остановит вешаются легальные польские транзиты, нмало кто загоняет на рынок машины снятые с учета они легально заезжают на малом немецком брифе а потом перегонщики едут снимать в Германию их с учета после снятия они становять левыми но если вы не будете экономить 100-300 долл. и оформите сад проблем нет и еще раньше на рынке было горе забирали деньги машины наши же или беларусские гоблины сейчас такое очень редко встречается постояно патрулирует полиция.Конечно рынка бы не было если не будет проблем с визами сейчас любая виза разовая 150баксов и проблема получить

#2 Bekendorff (-----.baltnet.ru)   14:19  14.09.2005
Ну что это за бред ? Зачем таможить на Польшу
машину ,которая идет транзитом ? Зло ,похоже у польской власти в голове ,надо Ваню русского дураком выставить ?

#3 benny (-----.tis-dialog.ru)   17:57  15.09.2005
Полная лажа

#4 краснодар (-----.t-ipconnect.de)   21:46  18.09.2005
бояться надо
белорусской таможни



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 932


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Популяpные статьи
<tr> <td> <div align="center" class="sod_text"><a href="/articles/2003/a3a0705.html">Koгдa гaишник мoжeт cнять нoмepa</a></div> </td> </tr>
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru