Кому доверить автоэкспертизу?

По данным ГИБДД МВД за последние восемь лет, цифра ежегодных дорожно-транспортных происшествий в России колеблется в пределах 150-200 тыс. Кроме вреда здоровью, аварии наносят значительный материальный ущерб владельцам транспортных средств и третьим лицам. При этом неизбежно возникает вопрос о размере причинённого ущерба, стоимости ремонта (восстановления) автомобиля: в отдельных случаях требуется установить причины аварии и дать оценку действиям участников ДТП, что предполагает проведение специальных исследований. И здесь не обойтись без привлечения автоэксперта.

Кто такой эксперт?

О том, кто может выступать в роли автоэксперта, говорится в квалификационных требованиях по должности "специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник)", утверждённых постановлением ь7 Министерства труда и социального развития РФ от 21 января 2000 г. В соответствии с этим постановлением классифицируются три должности: эксперт-автотехник I, II и III категорий.

Но назваться автоэкспертом может далеко не каждый. Для того, чтобы получить низшую из этих квалификаций - эксперта-автотехника III категории - и трудиться в этой должности, необходимо иметь высшее техническое образование, дополнительно пройти подготовку по программе "Эксперт-автотехник III категории" с правом проведения экспертизы транспортных средств и работать по специальности не менее 1 года.

Требования к специалистам двух других категорий ещё жёстче: автоэксперт II категории должен проработать автоэкспертом III категории не менее трёх лет, автоэксперт I категории должен проработать автоэкспертом II категории не менее пяти лет; при этом в обоих случаях необходимо опять же пройти дополнительную подготовку, соответствующую выбранной категории.

Доверяй, но проверяй!

Итак, если возникла необходимость в проведении экспертных работ, далеко не лишним будет поинтересоваться, а отвечает ли выбранный специалист вышеперечисленным требованиям и имеет ли он документ, подтверждающий его квалификацию, а именно свидетельство установленного образца. В связи с большим количеством самозванцев, которые стремятся выступать в качестве экспертов, всем заинтересованным лицам необходимо знать, что методическое руководство экспертизой осуществляют федеральные ведомства, а именно: Минюст, МВД, Минздрав, Минобороны, ФСБ, Минтранс РФ. Соответственно, только данные ведомства выдают свидетельства по стандартным видам экспертиз, по результатам обучения и сдаче экзамена экспертно-квалификационной комиссии (ЭКК) организации, выступающей в качестве Методического центра данного ведомства (ЭКЦ МВД РФ, РФЦСЭ Минюста, НИИАТ Минтранса РФ и т.д.).

Как правило, данные документы не ограничены по сроку действия, как и диплом о высшем образовании. Однако, если эксперт долгое время не работал по своему профилю (не выполнял экспертизы), то переподготовка для него обязательна! Ответственность за допуск к проведению экспертиз и решение о переподготовке принимает начальник экспертного учреждения. Если судья, адвокат, страхователь, страховщик обращается непосредственно к эксперту, то вся ответственность за оценку его квалификации, достоверность свидетельств, отслеживание его переподготовки, предупреждение эксперта об ответственности за дачу заведомо ложного заключения и т.д. ложится на инициатора экспертизы. Если определение на проведение экспертизы выносится в адрес экспертного учреждения, то вся ответственность за подбор эксперта для данной экспертизы, его квалификацию и предупреждение эксперта об уголовной ответственности перекладывается на начальника экспертного учреждения.

Обычно региональные суды выносят решение о проведении экспертизы в Калининградской лаборатории судебной экспертизы на улице Сергеева, но Вы вправе предложить суду доверить экспертизу конкретному судебно-экспертному учреждению или поручить её конкретному эксперту. Однако здесь будьте внимательны! Главное, чтобы последним не оказался некий кандидат наук, разработавший собственную методику исследования обстоятельств ДТП, отличную от методики Минюста, МВД, ФСБ, или оценщик с самодельным документом (сертификатом эксперта I категории) от организаций типа "Ассоциация Колдунов России", "Союз (Ассоциация) Автоэкспертов", "Общество Добровольных Помощников Пожарной Охраны" и проч.

Осторожно, эксперты-мошенники!

В качественном предоставлении автоэкспертных услуг заинтересован большой круг лиц: государственные и муниципальные предприятия, страховые компании, работающие по программам автострахования. Ну а, прежде всего, это, конечно, касается простых граждан-автолюбителей.

Некачественные заключения в большинстве случаев чреваты для них серьёзными материальными и моральными издержками, кроме того, возникает необходимость проведения повторных экспертиз, много времени отнимают судебные разбирательства и т.д. Нередки случаи, когда суммы возмещения оказываются завышенными (например, из-за увеличения по сравнению со среднерыночной стоимости выполнения восстановительных работ, превышения количества времени (нормо-часов) по отдельным видам работ, необоснованного их повтора, включения в калькуляцию повреждений, не связанных с ДТП и др.), что на руку, прежде всего, потерпевшей стороне. В этом случае страховщики рискуют понести убытки, частные же лица порой просто не в состоянии найти необходимой для возмещения ущерба суммы (особенно, если в аварию попала дорогостоящая иномарка).

Нередко при проведении автотехнической экспертизы по определению причин ДТП "специалисты" идут на сговор с водителями и готовят нужные им заключения. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку. А ведь порой именно заключения экспертов играют решающую роль в исходе долгих судебных разбирательств. Бывают случаи, когда за экспертизу берутся "спецы", не обладающие соответствующей квалификацией и вообще никакого отношения к автоэкспертизе не имеющие. У таких квазиэкспертов может напрочь отсутствовать не только профессиональная этика, но и представление об ответственности за судьбу человека, становящегося, по сути, заложником морального облика и знаний таких, с позволения сказать, работничков.

Трудясь в качестве автоэкспертов в лаборатории судебной экспертизы, они своими некачественными заключениями не только наносят ущерб своим клиентам, но и дискредитируют профессию автоэксперта, подрывая доверие к её представителям. Сегодня процессуальные кодексы дают весьма размытое определение того, кто может быть признан экспертом, способным провести судебную экспертизу. Между тем эксперт - профессия более чем серьёзная, требующая соответствующей подготовки.

Качество экспертизы - "товарная марка" любого экспертного учреждения, и невозможно привести какой-либо аргумент в пользу того, зачем профессиональному эксперту делать "заказные" экспертизы, когда на практике дорого ценится именно объективность и качество!

Ольга Лысенко, бюро "Советник" , "Авторынок Калининграда" , №12 от 28.03.2006


Последние новости

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 433


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru