Среди «машин времени»
В одном из немногих тихих уголков Москвы, в Кузьминском парке, уже несколько лет функционирует «Музей экипажей и автомобилей», патронируемый газетой «Авторевю». Любой москвич или гость столицы, хоть малость увлечённый техникой, найдёт здесь массу интересного, причём совершенно безвозмездно. А на прощание сотрудники культурного заведения ещё и «угостят» гостя свежим номером газеты или журнала «Автоспорт».
Пионеры российского автопрома
Стержень экспозиции – это, разумеется, автомобили. Собрание очень внушительное – места на всё уже начинает не хватать. А ведь в ангарах ждут очереди на реставрацию ещё более 50 автомобилей. Наиболее ценные экспонаты – раритетные автомобили. По ним можно проследить историю развития автомобилестроения в нашей стране.
Началось всё с первого русского автомобиля, построенного Евгением Яковлевым и Петром Фрезе в 1896 году. Одноцилиндровый четырёхтактный двигатель в 1,5-2 л.с., масса 300 кг, скорость около 20 вёрст в час (21,3 км/ч), запас топлива на 10 часов езды – по тем временам отменные показатели. В качестве «опций» были складной кожаный верх, гудок с резиновой грушей, фонари со свечами. Разумеется, «карета» не дожила до наших дней, более того, осталась лишь одна фотография русского «автопионера», по которой в 1996 году была создана точная копия – реплика. Она-то и даёт представление посетителям об авто столетней давности.
Впереди планеты всей
Легендарный «Руссо-Балт» музейщикам раздобыть пока нигде не
удалось – в мире пока известно о двух сохранившихся машинах (одна
- в московском Политехническом музее, вторая – в Рижском Мотор-музее).
Зато чудом (по-другому и не скажешь) смогли раздобыть шасси очень
современного в 1929 году НАМИ-1, сконструированного молодым инженером
Константином Шараповым.
Шасси НАМИ-1 1929 года
Рама этой уникальной, первой советской малолитражки
представляла собой... металлическую трубу диаметром 135 мм, за что
и получила название «хребтовая». Спереди к «хребту» крепился двухцилиндровый
V-образный мотор воздушного охлаждения (1160 куб.см., мощность –
18,5 л.с при 2600 оборотов в минуту, а с 1929 года – и 22 «лошадки»
при 2800 об/мин) и трёхступенчатая коробка передач. Внутри рамы
шёл трансмиссионный вал, соединявший двигатель с главной передачей.
Задняя подвеска – независимая, на поперечной рессоре, спереди –
зависимая на двух четвертьэллиптических рессорах. Дифференциала
не было – оба задних колеса вращались с одинаковой скоростью. До
1929 года никаких приборов на автомобиле не было, и лишь после этого
рубежа появился спидометр. Такая простота была обусловлена стремлением
сделать максимально дешёвый и технологичный автомобиль, что удалось
вполне.
В противоположной стороне выставки – послевоенное
творение немецких конструкторов, «Цундапп Янус» 1956 года. Боковых
дверей у «блохи» нет – вместо них крышки спереди и сзади (поэтому
и назвали малыша в честь двуликого бога – что спереди, что сзади
автомобиль на одно лицо), моторчик – всего 200 куб.см. Европе в
те годы было не до роскоши, поэтому тамошние конструкторы сделали
максимально простой «тарантас».
Двуликий бог - «Цундапп Янус» 1956
года
В одном из закутков зала притаились два «воина-брата»
- легендарные джипы «Виллис» и ГАЗ-67 по прозвищу «Иван-Виллис».
Что и говорить - похоже, но советский посимпатичнее будет...
На сталинском лимузине – в булочную
Впечатляет коллекция такси. «Победа» и 21-я «Волга»,
конечно, интересны. Но ЗИС-110 и такси, разработанное во ВНИИТЭ
(технической эстетики) – нереально интересны. Подумать только –
в 40-50-е годы «простые смертные» могли заказать автомобиль-такси
той же модели, на которой ездил сам Сталин! Правда, стоило это удовольствие
немало, да и был риск стать «врагом народа».
Правительственный лимузин «ЗИС 110»
в роли такси
Жёлтый «микрик» 1963-1965 года постройки с шашечками
на борту – попытка создать специализированный автомобиль для обслуживания
пассажиров – компактный, вместительный, удобный. Двигатель – от
«Москвича-408», объёмный стальной каркас облицован панелями из стеклопластика.
Построен в единственном экземпляре, но вошёл в историю мирового
автомобилестроения как выдающийся образец передового дизайна.
Дорогие мои «Москвичи»
Драгоценные автомобили – три опытных образца «Москвичей»,
изготовленных в конце семидесятых годов. На одной из машин стоит
даже коробка-«автомат», не говоря уж о необычных формах кузова,
салона, приборной панели. Сотрудники музея непостижимым образом
спасли национальное достояние, некогда стоявшее в заводском «москвичёвском»
«заповеднике». Увы, многое из собрания МЗМА похищено, разворовано
невесть кем – так мы «бережём» культурное наследие.
На этом опытном «Москвиче» стоит
коробка-автомат
Кстати, в «авторевюшном» музее демонстрируется
и ещё один уникальный «Москвич» - грузовой фургон модели 401-422
с дерево-металлическим кузовом (чтобы сэкономить драгоценный металл,
боковины и каркас грузового отсека изготовлялись из дерева) и дерматиновой
крышей, выпускавшейся в период с 1949 по 1956 год. До наших дней
дожили менее пяти таких «буратино», и все – в состоянии «металлолома».
Данный автомобиль по заводским чертежам и по заводским технологиям
умельцы-реставраторы «Авторевю» оживили в 2002 году, и теперь «трудяга»
- предмет гордости музейщиков.
Деревянно-металлический грузовой
«Москвич»
Отдельная тема – автоспорт. Несколько формул, включая легендарную «Эстонию» 80-х годов, гоночный, основательно переделанный «Москвич-2141» со стеклопластиковыми панелями кузова, а также десятки кубков, медалей, старых фотографий, плакатов, дипломов и фотографий, образцы комбинезонов и шлемов. Наряду с четырёхколёсными болидами представлены и двухколёсные.
«Битюги» на всеобщее обозрение
Поучительно собрание расквашенных по методике Euro-NCAP ино-
и «нашемарок». Вывернутые наизнанку моторные отсеки, разбитые стёкла,
колёса в разные стороны, сломанные сиденья, а главное – манекены
в неестественных позах, прижатые к приборной панели и рулю. Страшно,
но действует отменно – нарушать правила и «шустрить» на дороге как-то
не хочется. Кстати, две недавние «жертвы» газетчиков – новомодная
«Lada Priora» и не менее популярный китайский «Chery Amulet» (в
прошлой жизни - «SEAT Toledo»). Если «китаец» смялся, словно бумажный
– приборная панель почти упёрлась в сиденья, а у водителя шансов
выжить почти нет, то «Приора» показала вполне сносные результаты.
Выбирать покупателю – либо «нафаршированность» и доступность автомобиля,
либо гарантии безопасности.
«Чери Амулет» после испытаний
Ходить по залам музея и восхищаться можно долго. Тысячи масштабных моделей, фотографии, старые советские игрушки, а также велосипеды, мотоциклы, швейные и пишущие машинки, фотоаппараты, радиоприёмники и даже первые телевизоры – всё это позволяет «перенестись» на пятьдесят лет назад и стать счастливым, пусть и всего на несколько часов...
Сергей Степанов, фото автора ,
"Авторынок
Калининграда"
, №40 от 9.10.2007
Последние новости
И другие...
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|