Свободная ли у нас таможенная зона?

В нашей статье "Таможня: два тритопа, три притопа" был поднят ряд вопросов, касающихся некоторых таможенных процедур при оформлении товаров в свободной таможенной зоне, действующей на территории ОЭЗ Калининградской области. Мы попросили Калининградскую областную таможню ответить на них.

Мнение Калининградской областной таможни

Вопрос №1. Чем объясняется необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей при доставке неподакцизных товаров, в том числе грузовиков, автобусов, мотоциклов, по территории Калининградской области? Почему не работает п.10.4 закона об ОЭЗ № 16-ФЗ? Не оказался ли этот пункт лишь декларацией возможности ОЭЗ, на деле неосуществимой?

Согласно пп.7 п.9 приказа ГТК РФ от 08.09.2003 г. № 973 «Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров» разрешение на внутренний таможенный транзит выдается, если приняты меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства. Согласно п.1 ст.86 Таможенного кодекса РФ таможенный орган вправе принять одну из перечисленных в данной статье мер по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при внутреннем таможенном транзите (ВТТ). В соответствии со ст.340 ТК РФ уплата таможенных платежей обеспечивается следующими способами: 1) залогом товаров и иного имущества; 2) банковской гарантией; 3) внесением таможенных платежей в кассу или на счёт таможенного органа в федеральном казначействе (денежный залог); 4) поручительством.

Кодексом предусмотрен только один случай, когда таможенные органы не требуют применения таких мер - если перевозку осуществляет таможенный перевозчик, либо перевозки товаров с использованием книжки МДП, оформленной в соответствии с требованиями Конвенции МДП, 1975.

Принятие решения о применении либо о неприменении меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ при выдаче разрешения на ВТТ или МГТ находится в компетенции таможенного органа.

Если таможенный орган принял решение о применении меры по обеспечению соблюдения таможенного законодательства РФ, а обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не должно предоставляться на основании статьи 337 Таможенного кодекса РФ, должна применяться одна из других мер, перечисленная в п.1 ст.86 ТК России.

В соответствии с п.4 ст.10 Федерального закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый в Калининградской области, предоставление обеспечения уплаты таможенных платежей не требуется.

При ввозе товара на территорию Калининградской области товар имеет статус иностранного и под какой-либо режим еще не помещён.

Ввоз товаров на таможенную территорию РФ и их вывоз с этой территории влекут за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, и соблюдать этот таможенный режим.

ТК РФ устанавливает разрешительный порядок использования таможенных режимов, закрепляя, что помещение товаров под режим допускается с разрешения таможенного органа. Днём помещения товаров под таможенный режим является день их выпуска таможенным органом (п.3 ст.57 ТК РФ), а также что выпуск товаров означает разрешение пользоваться и/или распоряжаться товарами в соответствии с заявленным таможенным режимом (пп.23 п.1 ст.11 ТК РФ), разрешение на помещение товаров под таможенный режим принимается на этапе выпуска товаров и выражается в самом выпуске (ст.149 ТК РФ).

Вопрос №2. Чем обусловлено взимание таможенных сборов за таможенное сопровождение конвоем поштучно за каждое транспортное средство? Не является ли это ошибкой законодателей, ведь затраты на сопровождение не зависят от количества ТС – конвой используется один и тот же, в одно и то же время.

Таможенное сопровождение - сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с внутренним таможенным транзитом, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов исключительно в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ при внутреннем таможенном транзите.

Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случае:

- непредставления обеспечения уплаты таможенных платежей;

- перевозки отдельных видов товаров, определяемых на основе системы анализа рисков и управления ими;

- недоставки перевозчиком хотя бы один раз в течение одного года до дня обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров в место их доставки, что подтверждается вступившим в силу постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении в области таможенного дела;

- обратного вывоза ошибочно поставленных в РФ товаров или товаров, ввоз которых запрещён, если место фактического пересечения указанными товарами таможенной границы при вывозе не совпадает с местонахождением этих товаров;

- перевозки товаров в соответствии с п.6 и 7 ст.80 ТК России;

- перевозки товаров, в отношении которых применяются запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с пп.1 п.2 ст.357.10 ТК России таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются за каждое сопровождаемое автотранспортное средство.

Вопрос №3. Почему при таможенном оформлении транспортных средств у наших таможенников распространена практика поголовного отправления ТС на экспертизу? Почему за недобровольную, навязанную экспертизу приходится платить деньги околотаможенной структуре «Ростэк»? Не является ли это завуалированной формой побочного заработка таможенников? По существующим нормам, например, при оформлении ТС в ГИБДД, платить за экспертизу, на которую направили в ГИБДД, не требуется.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2005 г. №609 «Об утверждении специального технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ» (Постановление) на таможенные органы возложена функция по контролю за ввозом автотранспортной техники с экологическим классом не ниже второго.

В соответствии с совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России и ФТС России от 24 августа 2006 г. №659/192/804 "О внесении дополнений в Положение о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденное Приказом МВД России, Минпромэнерго России и Минэкономразвития России от 23 июня 2005 г. №496/192/134" Ростехрегулирование ежемесячно направляет в ФТС России для использования в целях таможенного оформления и таможенного контроля ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации автомобильной техники актуализированные базы данных выданных ОТТС, сертификатов соответствия, ПШТС.

В случае отсутствия информации об экологическом классе автотранспортного средства таможенный орган рекомендует заинтересованным лицам подтверждать экологический класс автотранспортных средств сертификатами соответствия, выдаваемыми аккредитованными органами по сертификации, с адресами которых можно ознакомиться на официальном сайте Ростехрегулирования www.gost.ru.

В таблице №1 представлены органы по сертификации, расположенные на территории Калининградской области.

Автотехническая экспертиза осуществляется с целью внесения достоверных сведений в грузовые таможенные декларации (далее ГТД) и паспорта транспортных средств (далее ПТС), так как зачастую данные сведения не указаны в товаросопроводительных документах. При внесении сведений в ПТС, не соответствующих данному автомобилю, органы ГИБДД отказывают в регистрации автотранспортного средства. В указанных случаях участники ВЭД вынуждены проводить автотехническую экспертизу и повторно обращаться в таможенный орган с просьбой внести изменения в ГТД и ПТС, что приводит к дополнительной нагрузке на орган исполнительной власти и участника ВЭД.

В таблице 2 представлены организации, выдающие заключения технической экспертизы в отношении транспортных средств, расположенные в зоне деятельности Калининградской областной таможни.

Заместитель начальника таможни по экономической деятельности подполковник таможенной службы С.А.Семашко

Органы по сертификации, расположенные на территории Калининградской области

Таблица 1

Орган по сертификации Адрес представителя
Орган по сертификации продукции и услуг Общества с ограниченной ответственностью "Центр сертификации" 236040, г.Калининград, ул.Больничная, 4, Прокопенкова Маргарита Владимировна, (4012) 534276/(4012) 532991
Орган по сертификации автотранспортных средств ООО "Новые научные технологии" ООО «БАЛТ-АСА» 236000, Калининград, пр-т Мира д.87
Орган по сертификации продукции автомобилестроения ОНП "Центр по сертификации услуг на автомобильном транспорте "Респект" ЗАО «Ростек Калининград» 236023, Калининград, ул.Маршала Борзова 1036 (35 12 14)
Орган по сертификации автомобильных изделий "Нами-Фонд" НО Межотраслевого Фонда "НАМИ-Сертификация автомобильных изделий Огородов Олег Александрович 236039, Калининград, ул.Транспортная, д.17, 2-й этаж, офис 8 (59 03 34)

Организации, выдающие заключения технической экспертизы
в отношении транспортных средств, предъявляемых
в Калининградской областной таможне

Таблица 2

Организация Адрес
ЗАО «РОСТЭК-Калининград» (лицензия министерства имущественных отношений РФ №008849 от 18.05.2004, срок действия до 18.05.2009 г.) 236039, г.Калининград, Ленинский пр-т, 155А
Орган по сертификации автомобильных изделий "Нами-Фонд" НО Межотраслевого Фонда "НАМИ-Сертификация автомобильных изделий" Огородов Олег Александрович 236039, Калининград, ул.Транспортная, д.17, 2-й этаж, офис 8 (59 03 34)
Экспертно-криминалистический центр УВД но Калининградской области 236000, г.Калининград, Советский пр-т, 7,(4012) 99 50 47
ИП Чеботарёв (лицензия министерства имущественных отношений РФ № 009319 от 13.08.2004) 236000, г.Калининград, Каштановая аллея, д.59, (4012) 21 69 72

Комментарий

Несмотря на то, что ответ таможенного органа очень грамотный и с многочисленными ссылками, однако выполнен он в лучших бюрократических традициях.

В чём суть ответа по первому вопросу? Поясняю. Таможенники утверждают, что применение мер обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем таможенном транзите от границы до места оформления товара в режиме свободой таможенной зоны правомерно. То есть положение закона об ОЭЗ о том, что обеспечение не требуется при помещении товаров под режим свободно таможенной зоны, якобы не распространяется на режим временного ввоза товара до момента выпуска его в режиме свободной таможенной зоны.

Тем не менее в законе об ОЭЗ говорится, что режим свободной таможенной зоны в Калининградской области предусматривает ввоз товаров без уплаты пошлин и налогов. Отсюда следует, что какое-либо обеспечение требоваться не может. В самом деле, само понятие «обеспечение» подразумевает платёж равный (либо больший) тем платежам, которые бы уплачивались в случае выпуска товара в свободное обращение. Поэтому применение обеспечения противоречит самому содержанию таможенного режима свободной таможенной зоны. Зачем при помещении товара под режим свободной таможенной зоны требовать обеспечение, когда по сути самого режима никакого платежа вообще не предусмотрено? К тому же в Таможенном кодексе говорится, что обеспечение не требуется, если таможенный орган уверен в том, что обязательства будут выполнены. В подавляющем большинстве случаев таможенный орган уверен, что обязательства будут выполнены, так как товары на территории Калининградской области обращаются свободно без уплаты пошлин и налогов.

Что касается утверждения таможенного органа по третьему вопросу о том, что направление на автоэкспертизу правомерно с их стороны, то следует сказать, что оно некорректно и не соответствует законодательству.

В Таможенном кодексе говорится, что требования таможенных органов при таможенном оформлении товаров должны быть минимальны и достаточны для выпуска товаров.

Декларант заявляет сведения, которые положены по закону, и он несёт ответственность за их достоверность. Таможенники же должны принимать сведения, которые указаны в ГТД, а иные сведения требовать они не вправе. Лишь в случае, если какие-то сведения не были сообщены, таможенники могут выставлять требования, которые, в свою очередь, должны основываться на нормативных актах.

Если ФТС РФ захочет узаконить какие-либо экспертизы, то она должна издать нормативный акт, провести его регистрацию в минюсте и опубликовать. На сегодняшний день ни Таможенный кодекс, ни другие нормативные акты не обязывают лиц, осуществляющих таможенное оформление автомобилей, проводить автоэкспертизу. Требование проводить её является незаконным. Декларант лишь по собственному желанию может предоставить этот документ, но не обязан это делать.

Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда" , №16 от 22.04.2008


Последние новости

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 366


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru