За рулём - под хмельком?

Российские правовые нормы, регламентирующие предельно допустимое содержание алкоголя в крови водителя, и административная ответственность за управление автомобилем в состоянии опьянения существенно отличаются от европейских. По мнению некоторых юристов, российское законодательство в этой сфере необходимо приблизить к западным нормам.

Российская действительность

В нашей стране ответственность за управление автомобилем в нетрезвом состоянии наступает по статье 12.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - это лишение прав на 1,5-2 года. Однако в случае отказа от медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст.12.26 КоАП) можно отделаться штрафом в 1000-2000 рублей, но скорее всего и в эту статью в ближайшее время Госдума внесёт изменения: будет введена та же санкция - лишение прав на 1,5-2 года.

Кодекс запрещает управление автомобилем независимо от концентрации алкоголя в организме водителя. Следует отметить, что привлечь к ответственности можно именно водителя, то есть лицо, которое управляет движущимся транспортным средством. Если гражданин, пусть даже и в нетрезвом состоянии, просто сидит в автомобиле, слушает музыку, читает газету и т.д., то он является пассажиром, собственником, кем угодно, только не водителем. В этом случае он не обязан предъявлять сотрудникам ГИБДД Ваши водительские права, и нет никаких оснований для возбуждения дела об административном правонарушении.

Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения регламентируется инструкцией, утверждённой приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. №308. Согласно данному приказу максимально допустимая доза алкоголя в крови - 0,5 промилле (т.е. 5 мг чистого спирта на литр крови), причём эта норма установлена для узкой категории водителей - травмированных в результате ДТП. В этом случае клинические признаки опьянения не принимаются во внимание, а заключение делается только на основании лабораторного исследования крови. В остальных же случаях принимается во внимание лишь сам факт наличия алкоголя в крови, вне зависимости от концентрации и выносится вердикт о нетрезвости водителя.

Председатель Движения автомобилистов России депутат Госдумы Виктор Похмелкин направил письмо в Минздрав с предложением изменить существующую процедуру проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. По мнению Похмелкина, инструкция Министерства не содержит чёткого определения этапов медицинского освидетельствования и указания на то, является ли каждый из этапов освидетельствования обязательным, что затрудняет процесс рассмотрения подобных дел. Кроме того, эта инструкция в случае несогласия гражданина с результатами процедуры исключает возможность пройти освидетельствование повторно в другом учреждении. Акт о результатах освидетельствования составляется только в 2-х экземплярах, и прошедшему эту процедуру не выдаётся копия акта, что противоречит российскому законодательству. Все вышеперечисленные недостатки возможность реализации права на защиту практически сводят к нулю.

Европейская практика

А как обстоят дела в цивилизованной Европе? В большинстве европейских стран предельно допустимое содержание алкоголя в крови - 0,8 промилле. Наказание же за управление ТС достаточно серьёзно - крупный штраф и/или тюремное заключение от 1,5 месяцев в Австрии (2 года в случае ДТП) до 3-х месяцев в Германии и 6-месяцев в Италии. В Испании можно лишиться прав на 5 лет. Таким образом, европейское право достаточно либерально по отношению к верхней планке допустимой концентрации алкоголя в крови, но наказание за превышение нормы куда суровее российского.

У нас же запах алкоголя изо рта и прочие признаки опьянения даже при незначительной концентрации алкоголя, которая не влияет на управление автомобилем, могут привести к лишению прав (истории из серии "пил вчера"). В то же время пьяный потенциальный убийца за рулём, отказавшись от медосвидетельствования, может отделаться штрафом или вовсе избежать какой-либо ответственности, дав взятку сотруднику ГИБДД или врачу, проводящему медосвидетельствование. Мыслимо ли такое в европейских странах?

Следует отметить, что допустимая концентрация алкоголя в Европе установлена законом, а у нас это - ведомственный приказ.

Россия является участницей Венской конвенции о дорожном движении 1968 г., она ратифицирована и вступила в силу в России в 1977 году. Согласно п.6 ст.8 Конвенции в национальном законодательстве должны быть предусмотрены специальные положения, касающиеся вождения ТС под воздействием алкоголя, а также допустимый законом уровень содержания алкоголя в крови водителя. Согласно п.5 ст.8 максимальный уровень содержания алкоголя в крови водителя не должен превышать 0,8 промилле. По мнению зарубежных специалистов, при данной концентрации водитель находится в состоянии "контролируемого опьянения" и вполне адекватно реагирует на ситуацию на дороге.

Мнение профессора Трунова

Доктор юридических наук профессор Игорь Трунов (г.Москва) считает, что российские правовые нормы в этой сфере должны быть приведены в соответствие с международными нормами. И пока первые не приведены в соответствие со вторыми, должны применяться международные нормы. Ведь при возникновении коллизии между законом РФ и международной нормой права, приоритет в применении должен отдаваться международному праву (ч.4 ст.15 Конституции РФ). По мнению учёного, в России не соблюдаются нормы Конвенции, устанавливающие максимальный уровень содержания алкоголя в крови водителя, более того, нарушаются права и свободы неограниченного круга граждан РФ, управляющих транспортными средствами.

Перегибы в борьбе с алкоголизмом, как показывает мировой опыт, всегда вызывают обратную тенденцию. Бокал вина за обедом, кружка пива вечером не являются пьянством. Алкоголь вреден только в больших количествах. Допустимая норма алкоголя в крови человека за рулём, установленная законом (подчеркиваю - законом!), должна быть взвешенной и научно обоснованной с учётом физиологических и национальных особенностей, а вот наказание тех водителей, кто не может удержаться в установленных законом рамках, - очень серьёзным. Именно по такому пути идёт международное право.

Мы, говорит И.Трунов, обратились в Конституционный Суд РФ с заявлением о признании ст.12.8 и ст.27.12 КоАП не соответствующими ст.5, ч.1 ст.17 Конституции РФ, как противоречащих международной Конвенции, однако заявление не было принято к рассмотрению.

- Я не призываю пить за рулём, - продолжает профессор, - я призываю жить по закону. Мы строим правовое государство, а международное право допускает сегодня вождение ТС в состоянии "контролируемого опьянения" с максимальным содержанием 8 мг спирта на литр крови. Для мужчины весом около 90 кг это означает законную возможность сесть за руль, выпив около литра пива, либо 150 г водки, либо пол-литра сухого вина. У женщин доза алкоголя в крови при "контролируемом опьянении" составляет половину от мужской. Российские нормы должны быть приведены в соответствие с международными договорами, нормами и принципами международного права. Это требование следует не только из Венской конвенции, оно также следует из Конституции РФ.

Я не совсем согласен с мнением профессора о противоречии (в юридическом смысле) российского законодательства и норм Венской конвенции, хотя отличия вышеупомянутых норм весьма существенны. Да, Конвенция устанавливает максимально допустимую концентрацию алкоголя в крови в размере 0,8 промилле, но это не означает автоматически, что в национальном законодательстве не может быть более строгих норм, устанавливающих меньшую концентрацию. Другими словами, концентрация алкоголя должна находиться в диапазоне от 0 до 0,8 промилле, и это не противоречит Конвенции.

По поводу того, нужно ли сажать пьяных водителей в тюрьму на несколько месяцев или лишать их прав лет на пять, тоже существуют совершенно разные мнения.

Но что точно необходимо сделать - так это выработать чёткие критерии определения, пьян водитель или трезв, а для этого необходима норма в промилле (я бы предложил 0,4 промилле) и установлена она должна быть федеральным законом, например, в виде примечания к ст.12.8 КоАП, а не ведомственными приказами или постановлениями. Что касается западной теории "контролируемого опьянения", то она, на мой взгляд, вряд ли приемлема для России. Больно уж легко некоторые наши сограждане позволяют себе перейти к "неконтролируемому опьянению". У русских как: там где рюмка - там и две. Принцип "выпивка отдельно - руль отдельно" мне представляется наиболее правильным.

Сергей Боярских, "Авторынок Калининграда" , №50 от 21.12.2004


Последние новости

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 Виталий (-----.144.118)   22:50  27.12.2004
Российская действительность
Пример: Посидели до 21-00 выпили по литру вина, на следующий день в 10-00 останавил сотрудник ГИБДД почуствовал запах, результат 2 года лишения прав.

#2 михаил (-----.rol.ru)   20:09  06.02.2005
вот попал.
У меня все тоже самое. Только вот суд 09.02.05. Что делать, незнаю. Права это мой хлеб.

#3 Сергей Сошников (-----.mtu-net.ru)   15:04  22.06.2007
Призываю автора статьи к грамотности.
Во всей Европе не 0,8, а 0,08!
А это большая разница.

#4 enekto (-----.swip.net)   13:44  02.03.2008
насчет норм и грамотности
действительно автор посчитал объемы выпитого для нормы 0.8 промилле правильно. но вдумайтесь это же безумная доза :) после поллитра сухого вина некоторые девочки впадают в глубокий транс. Я лично вчера готовил шашлык и выпил два стакана вина не закусыва Я и мне явно нельзя было за руль. И это при весе в 96 кг с последним комментарием согласен - похоже что в европе позволительна бутылка пива 0,33 или легкий коктейль

#5 АНЯ (-----.83.190)   22:12  07.04.2008
В выходные меня чуть не лишили прав на 2 года, я просто прокатилась 100 м по двору, на машине своего парня, выпив 0.33 пива. Меня остановили ДПС с мигалками!!! Хотели и моего молодого человека лишить на 1.5 года, т.к. его машина. Просили они 30 тыс. руб, потом снизили до 16 тыс., и, в итоге, согласились на 1000 руб. У нас больше не было... Очень было страшно, так нелепо попалась. У меня 4 года стажа и ни одного штрафа(!), хотя постоянно вожу. Теперь никогда не сяду выпивши, даже по двору)))

#7 Яна (-----.elcom.ru)   17:38  17.10.2008
Вообще, я против пьяного вождения! Но в эту ситуацию попал мой парень! Вроде бы нарушил, виноват, а ЖАЛКО ЕГО!!!

#8 Insert (-----.omsknet.ru)   10:11  18.09.2009
Дебилы. Так вам и надо --- нечего с хмельком садиться за руль. Вам не то, что на авто ездить ---- на велосипеде противопоказано ездить, алкаши.

#9 PG (-----.com.ua)   14:56  15.09.2011
Video
Видеосъемка свадьбы ttp://pasha.kiev.ua/

#10 galina (-----.tomtelnet.ru)   16:29  13.03.2012
промилле
Знаете, жую ОРБИТ, на одном из сайтов сказали, что она может давать при дыхании 0.1 промилле. У меня серьезные проблемы на работе- из больницы вызывают в таможню. Вчера не стерпела и выпила 2 банки пива ночью- нарушение режима. Анализ показал 0,8. У меня больная печень, алкоголь плохо усваивается.
Из больницы меня выперли. Машину я не вожу.



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 654


Продажа авто на MOTOR39.RU





*




Популяpные статьи
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2016. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru